• Адрес: г.Якутск, ул.Лермонтова, дом 40
  • Телефон: +7(4112)22-65-26
  • Эл.почта: ymedk@gov14.ru

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.

В.А. Сухомлинский

Семья является естественной средой развития ребенка, главный институт воспитания, в котором закладывается основа будущей личности. С того момента, когда ребенок поступает в школу, колледж возникает «педагогический треугольник»: учитель — ученик — родитель. Отношения, складывающиеся между педагогом, учащимися и их родителями, главным образом, влияют на достижения и развитие детей. Вследствие этого, важнейшим направлением деятельности образовательной организации  на современном этапе признается педагогическое и социальное взаимодействие с семьями обучающихся. Важно, чтобы родители и педагоги, реализуя воспитательную функцию, выступали как партнеры. Привлечение родителей к совместной воспитательной работе является важнейшим условием успешной работы образовательной деятельности. Таким образом, актуальное значение приобретает взаимодополняющая деятельность педагогов, обучающихся и родителей в воспитании и образовании подрастающего поколения. Для того чтобы воспитательный процесс осуществлялся как можно более полно и целостно, на практике необходимо ориентироваться на использование комплексного подхода. Он предусматривает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Очень важно, чтобы участие взрослых было достаточным, но не чрезмерным, не перетекало в гиперопеку. Необходимо поощрять присущие возрасту естественные стремления к личностному росту, саморазвитию, самореализации, которые имеют конструктивные проявления. Педагоги были заинтересованы сотрудничать с родителями не только в вопросах повышения успеваемости учащихся, но и в воспитании у них самостоятельности, нравственности. Совместные усилия были направлены на развитие общечеловеческих качеств личности: обогащение внутреннего мира человека, его физического, умственного и нравственного развития, положительного отношения к познавательной деятельности, потребности в профессиональном определении. Уважение к человеку, проявление чувства собственного достоинства, любовь к своему народу, честность – эти качества должны воспитывать  в молодом человеке родители и педагоги. Осмысление этих требований приводит к признанию необходимости сотрудничества семьи и колледжа в вопросе воспитания подрастающего поколения.

Успех в деле воспитания, безусловно, будет достигнут благодаря тому, что все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители – действовали в одном направлении, взаимно дополняя и помогая друг другу.

Включаясь в совместную деятельность с детьми на основе равноправных отношений, родители и педагоги должны стремиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, специфики развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и поведения.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для обучающихся состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для благоприятных родительско-детских отношений. С этой целью родителям полезно развивать навыки эмпатического общения, позволяющего переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. Общение юношей и девушек с родителями и педагогами предполагает растущую демократизацию, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.

           В последнее время популярность приобретает теория поколений. Авторы этой теории утверждают, что родители и дети принадлежат разным группам (поколениям) и обладают своеобразием поведенческих и психологических особенностей. Это зависит от того, что под влиянием условий окружающего мира,  методов воспитания у детей до 12-летнего возраста закладываются неосознаваемые ценности. Эти ценности продолжают влиять на человека в течение всей жизни. Рассматриваемая теория позволяет родителям понять отличия между особенностями своего поколения и поколения собственного ребенка. Тогда становятся более понятными мотивы своих и детских поступков, взрослые начинают по-другому взаимодействовать и общаться с детьми. Использование теории на практике развивает умение разговаривать с другими поколениями так, чтобы они лучше слышали и понимали друг друга. Это снижает количество конфликтов. Современные школьники – это представители поколения Z и дети поколений X или Y. Характеристики поколения Z еще не изучены в полной мере, поскольку находятся в процессе формирования. Однако можно представить их обобщенный психологический портрет. Специалисты выделяют самые яркие черты поколения Z:

• умеют отлично работать с любой информацией;

• быстро развиваются;

• могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);

• обладают «клиповым» мышлением; • присущ инфантилизм;

• плохо запоминают (полагаются на то, что всю информацию при необходимости можно посмотреть в сети);

• одаренность;

• быстрое включение в интересующую их информацию;

• нацеленность на быстрый результат.

Поколение Z интересуется наукой и технологиями. Ученые предполагают, что многие представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой, а также искусством. Также предполагается, что поколение будет экономным. Современные дети малоподвижны, любая физическая нагрузка многим ребятам дается с трудом. Однако это будет поколение, которое будет следить за своим здоровьем. Они получают много информационных сообщений о питании, спорте, здоровом образе жизни. Когда поколение об этом столько слышит, это станет ценностью на всю жизнь. Однако есть и такие особенности, которые вызывают тревогу у психологов и родителей: среди детей Z часто встречается синдром дефицита внимания и гиперактивности – неусидчивость и нетерпеливость; интровертированность, склонность к аутизации; повышенная возбудимость. Представители Z предпочитают коммуникации с людьми, не выходя из дома, и если для прошлых поколений важно личное присутствие при встречах, то поколение Z комфортно чувствует себя в онлайн-общении. Потребность в безопасности является приоритетной. Быть в курсе новых трендов, следить за высокотехнологичными новинками, а лучше самому участвовать в разработке – это та потребность, которая «родилась» вместе с ними. Дети поколения Z – большие индивидуалисты и самодостаточные личности с развитым эгоцентризмом, поэтому для них будут важными ценности, удовлетворяющие их потребности в реализации себя в социуме, а семейные ценности уйдут на неопределенный план. Одними из самых важных ценностей этого поколения считают:

 • богатый внутренний мир и потребность защитить его, поэтому избегают конфликтов, ссор и противоречий;

 • уважение к личному пространству других людей;

• высокий уровень достижения мастерства в выбранной сфере;

• стремление к лидерству.

Эта информация может быть использована педагогами и родителями для выстраивания доверительных партнерских отношений с детьми, а также для выбора значимой, интересной тематики дел в совместной деятельности.

Воспитание молодежи в современном обществе реализуется в условиях нестабильной экономической и политической ситуации поэтому, существенно меняются условия жизни подрастающего поколения. Задача социально-культурного становления молодежи стала не просто значима, она стала фактором и определением прогресса и общества. Одной из основных задач становления молодежи в современном обществе является формирование навыков здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения молодого поколения. Решая данную проблему, принимаются активные меры по предупреждению распространения и употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи. Разрабатываются и внедряются новые программы и технологии, направленные на формирование у молодежи понимания ценности своего здоровья и здорового образа жизни. Однако эти меры все равно остаются недостаточно эффективными.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по повышению и укреплению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков удаляется от своих родителей. Семья — часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Практика вовлечения родителей в совместную деятельность показывает, что, взаимодействуя в единой воспитывающей среде, можно решить множество задач:

— в совместной деятельности педагога, обучающихся и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передается опыт творческой деятельности;

— от старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, коммуникативной;

— нормализуются семейные отношения детей и родителей за счет совместного позитивного переживания;

 — формируется отношение к материальным и духовным ценностям;

— родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги — родителей;

— происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;

 — достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей. Поэтому важно, чтобы родители и педагоги, реализуя воспитательную функцию, выступали как партнёры. Привлечение родителей к совместной воспитательной работе является важнейшим условием успешной работы.